По каким критериям профсоюз избавляется от тех, кого считает «балластом»...
Александр КОТОВ, руководитель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов
Звонки в профсоюз бывают всякие. Чаще всего, как правило, это просьбы о помощи – да, такова специфика нашей работы. Чуть меньше слов благодарности. Еще меньше – встречных предложений: «Чем могу помочь, что надо сделать?» И в совершенно отдельную категорию я отношу обращения: «Здравствуйте, мы о вас слышали, здравствуйте, мы читали о вас в журналне, знаете, меня кинули на пятьдесят тысяч, я готов вступить в профсоюз, если вы мне пятьдесят тысяч вернете…» Начинаешь выяснять обстоятельства – заявки на перевозку нет, договора нет, ТТН нет…
Самое мягкое, что я могу ответить – это то, что у нас профсоюз «водителей-профессионалов», а профессионал без этих документов со склада, где его грузили, в рейс не выйдет... И что бы после этого про меня не говорили, я убежден – такие «пассажиры» членами профсоюза не станут...
Только ли в благодарности дело?
Некоторое время назад профсоюз занимался делом водителя-дальнобойщика Сергея Шуть из Пскова. Пересказывать его историю не стану, приведу содержание его заявления, направленного в УВД города Мурома Владимирской области, и в профсоюз.
«03.04.06 я на а/м КАМАЗ-5410 гос. номер Х 373 АС 60 с п/п МАЗ-9397 гос. номер ВВ 2976 60 привез груз в кол-ве 20 тонн, по адресу: г. Муром Владимирской обл., Владимирское шоссе, д. 5. Примерно в 17.00 автомобиль был разгружен и я остался ночевать на территории склада по вышеуказанному адресу. Я предпринял все меры к тому, чтобы автомобиль не мог самостоятельно двигаться, а именно, спустил воздух из тормозной системы, поставил машину на стояночный тормоз и дополнительно включил первую передачу.
Примерно в 02.00 ночи два неизвестных мне гражданина вытащили меня из кабины и заявили, что моя машина, самостоятельно двигаясь, повредила их джип. Они отобрали у меня документы и потребовали заплатить им за причиненный ущерб 10 000 рублей. К охране склада я обратиться не мог, так как опасался за свою жизнь. Я отдал им 10 000 рублей, после чего мне вернули документы. После этого я лег спать. К охране я не обращался, так как, получив деньги, неизвестные моментально уехали со склада.
Утром, примерно в 10.00 меня разбудил сильным стуком в кабину неизвестный мне гражданин. Он предложил мне выйти из кабины. Выйдя я увидел, что у меня из переднего левого колеса вывернут золотник и выходит воздух. Этот неизвестный заявил мне, что я ночью разбил стекла на автомобиле КАМАЗ, слил масло из двигателя этого КАМАЗа и вывел из строя двигатель. Я заявил, что я с 02.00 до настоящего времени из кабины не выходил. Неизвестный гражданин, угрожая мне физической расправой, повел меня к автомобилю КАМАЗ, который находился примерно в 40 метрах от моей кабины вне зоны видимости. К этому КАМАЗу подошел другой неизвестный мне гражданин, который представился заместителем начальника охраны и третий гражданин, который назвался механиком. Удерживая меня, и не давая мне уйти, «заместитель начальника охраны» отобрал у меня паспорт. «Механик» оценил ущерб, якобы нанесенный мной автомобилю КАМАЗ в размере 110 000 рублей. Угрожая мне физической расправой, все трое вынудили меня написать расписку, в которой я обязуюсь вернуть им 110 000 рублей. После того, как в одном из служебных помещений склада расписка мною была написана, неизвестный мне четвертый гражданин вернул мне паспорт, так как я заявил, что с собой у меня денег нет, и я должен ехать на железнодорожном транспорте за деньгами домой. Мне было заявлено, что я не должен обращаться в отделение милиции за помощью, так как «вся милиция ими куплена» и, если я только по пути на вокзал отклонюсь от маршрута, меня вывезут в лес и убьют, а машину мою уничтожат, разобрав на запчасти. Мою автомашину КАМАЗ-5410 насильно, против моей воли удерживают неизвестные мне лица на складе по адресу: г. Муром Владимирской обл., Владимирское шоссе, д. 5.
В районе 16.00 я поехал на вокзал за билетом, в милицию не обращался, так как был абсолютно уверен, что меня негласно сопровождают и жизни моей угрожает реальная опасность.Прошу Вас принять меры к задержанию неизвестных мне граждан, угрожающих мне физической расправой и вымогающих у меня мошенническим путем деньги в размере 110 000 рублей.»
Для конкретного человека ситуация крайне неприятная, для профсоюза – достаточно, увы, стандартная. Чем все закончилось? После вмешательства профсоюза машину владельцу отдали, деньги (те десять тысяч рублей) – вернули, дорогу оплатили… Все стороны – и потерпевший, и обидчики – остались жутко довольны исходом дела. Сергей Анатольевич получил свою непобитую машину и был счастлив, я от него услышал массу благодарности в адрес профсоюза. Но только радости мне это никакой не доставило… Потому что дело-то, в сущности, до конца не довели…
По моему мнению, человек был настолько, как бы это помягче сказать, счастлив, что от счастья забыл все – как над ним издевались, как запугивали, как у него вся семья на ушах несколько дней стояла, что пережил он сам и его жена… И когда надо было идти до конца, добиваться наказания вымогателей, он включил «заднюю передачу» и сдал все позиции… Еще, наверное, и руки тем «неизвестным» жал, когда ему деньги отдавали, и улыбался в глаза… А то, что вот эти товарищи, почувствовав свою полную безнаказанность, выкинут такую же петрушку и со вторым, и с третьим дальнобойщиком, попавшим к ним на склад – кому какое до этого дело?
Осуждаю ли я его? Да упаси Боже! Каждый совершает те поступки, которые считает нужным совершать. Как душа ему подсказывает. Или совесть. Мое ли это дело? Помог человеку, вытащил из беды – и ладно…
Про «жареного петуха»
Оно бы и ладно, однако в этот период, когда господин Шуть получал обратно свою машину, параллельно я занимался крайне неприятным для себя делом – впервые вот так, масштабно, чистил ряды профсоюза от тех, кого можно назвать балластом… Вот оно и наложилось одно на другое…
Подходил к отчислению исключительно по формальным признакам: оплата членских взносов. Вот, типичная ситуация: звонит человек, представляется, рассказывает, что ему за перевозку не заплатили 60 тысяч, и давай, председатель, ему быстренько помогай. Только у председателя в компьютере напротив фамилии этого человека пометка: «последний раз членские взносы оплачивались в 2004 году». Как я должен реагировать на подобные звонки?
За время конфликтов автоперевозчиков с грузополучателями на той самой пресловутой Ступинской базе, о которой неоднократно писалось в «Дальнобойщике», заявления о вступлении в профсоюз подали 89 человек. Из них членами профсоюза стали 17 человек. Соответственно, 72 кандидата исключены. Исключены все, кто подал заявление, но не подтвердили свое вступление в профсоюз оплатой членских взносов в течение четырех месяцев. Срок солидный. А суммы взноса – копеечные… Даже если не учитывать, что за 2005 год – я уже озвучивал эту цифру – профсоюз вернул водителям только по Ступинской базе около 15 миллионов рублей… Именно после «ступинки» у нас появлялись такие персонажи, как «восстановленный кандидат» – это когда после первого заявления человек не проплатил членские взносы, был отчислен, второй раз попал в аналогичную историю, упал на колени, его снова восстановили, а он снова – с марта до сих пор – не нашел возможности оплатить членский взнос… И такое бывает… То есть два раза «жареный петух» в задницу уже клюнул. И что? Хоть чему-то такой горе-перевозчик научился? Понятно, что нет…
Задача профсоюза – защищать интересы своих членов. Для меня разбор всякой конфликтной ситуации идет от четкой установки – до выяснения полной картины я исхожу из того, что член моего профсоюза всегда прав. Это потом «разбор полетов» покажет, как все происходило на самом деле. Но изначальная позиция – профсоюз обязан защитить своего водителя.
Только помимо «формальных признаков» здесь в силу вступают иные соображения: профсоюз, в свою очередь, должен видеть и встречное движение. Чувствовать, что человек пришел к нам не только для того, чтобы свои десять рублей отвоевать, а готов внести свой вклад в формировании общности, команды профессиональных водителей, способной отстаивать не только шкурные интересы одного, но и общие права автоперевозчиков. И при этом не забывать о своих обязанностях…
А сейчас ситуация складывается таким образом, что требования к желающим вступить в профсоюз будут только возрастать: я убежден, что расширение рядов профсоюза за счет «болота» и «балласта» никак не отвечает требованиям сегодняшнего дня.