Жизнь нашего автолюбителя, известно, не сахарная. Дороги плохие, бензин недешевый, гаишники жадные, кругом пробки, опять же законы один другого хлеще... Однако по сравнению с тем, что выпадает на долю профессионалов, все это можно считать семечками. В принципе,
у дальнобойщика проблемы те же, разница только в масштабах
За что наказывать лошадь?
Едва ли не главная головная боль всех дальнобойщиков - габариты машины и вес груза. По существующим нормам высота кузова фуры не должна быть больше 4 метров, а ее масса вместе с содержимым - з8 тонн. Даже минимальное отклонение от этих стандартов грозит наказанием и водителю, и владельцу негабаритного (или перегруженного) транспорта, согласно обновленному КоАП - лишением прав сроком до шести месяцев и штрафом 450_500 тысяч рублей соответственно.
- При этом во всем цивилизованном мире ответственность за излишки веса ложится исключительно на владельца или отправителя груза, а отнюдь не на перевозчика, и уж тем более не на водителя, - говорит Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП). - Скажите, ну за что наказывать лошадь, если на телеге, которую она тащит, оказалось слишком много добра? К тому же само понятие «перегруз» в российских условиях более чем относительное. Компьютеры на постах весового контроля можно запрограммировать как угодно, поэтому к их данным особого доверия нет.
Используют контролеры и другие фишки. Аккурат перед чашей весов умышленно устраивается что-то типа «лежачего полицейского» в миниатюре. Колеса грузовика, как батон колбасы в руках ловкого продавца, ударяются об эту чашу, и так - сотни раз на дню. В результате настройка агрегата сбивается, и он начинает выдавать показатели с погрешностью несколько тонн.
Отдай и не греши...
С негабаритом история похожая. Нетрудно догадаться, что высота кузова может «гулять»: разгрузил машину-та подросла, загрузил - просела. Однако поправка на эти лишние сантиметры не предусмотрена. Почему-то считается, что из-за них фура может обрушить мост, ненароком задев его крышей. Прецедентов между тем нет ни одного...
Качать права в обоих случаях - занятие, чреватое потерей времени, а вот его-то у дальнобойщиков как раз и нет. Поэтому разборок они предсказуемо не устраивают, предпочитая альтернативный вариант - отстегнуть «положенное» по таксе, которую любой дорожный «зубр» знает не хуже таблицы умножения.
- Гаишники отлично понимают, что по сравнению с проблемами, которые могут возникнуть у водителя из-за недоставки или порчи груза, взятка - зло несравненно меньшее, - поясняет Александр.-Драконовские штрафные санкции этой порочной практике только способствуют. А люди приучаются к тому, что по мановению милицейского жезла они должны немедленно упасть на колени, отдать деньги, извиниться и ехать дальше, но ни в коем случае не говорить «нет».
По законам базара
Госрегулирование рынка автомобильных грузоперевозок в России отсутствует. По этой причине он превратился в базар, где господствует черный нал, а 8о%тех, кто держит этот бизнес, нелегалы. Водитель, который нанимается к ним на работу, абсолютно бесправен, поскольку и сам становится нелегалом. По словам г-на Котова, почти у всех теневых перевозчиков практикуется так называемый якорь - энная сумма, которая удерживается из зарплаты дальнобойщика и затем резервируется. Если тот в чем-то провинился, его вышвыривают на улицу, а якорь предприниматель оставляет себе. Правда, дальнобойщики тоже в долгу не остаются. Известно немало случаев, когда оборотистые водилы испарялись вместе с чужим грузом и авто.
Одно из самых распространенных последствий этих «высоких» базарных отношений - невыплата денег, честно заработанных дальнобойщиком. Люди иногда месяцами ждут обещанных златых гор, продолжая исправно выходить на трассу, а в итоге остаются на бобах. На рынке грузоперевозок есть и фирмы-однодневки, которые специализируются исключительно на «кидалове». С выдачей зарплаты они тянут сколько могут и в один прекрасный день исчезают бесследно. Парадоксально, но, зная об этом беспределе не понаслышке, дально-бойщики, чей хозяин пытается вести бизнес в белую, бывают им очень недовольны. Среди водителей бытует мнение, что такие «слишком правильные» налоги платят за их счет и, если бы не эта блажь, денег у них выходило бы больше...
В режиме нон-стоп
Поистине неисчерпаемая тема - условия труда дальнобойщика. Сегодня оплата грузоперевозок определяется тонна-километрами. Это означает, что чем быстрее водитель доставит груз до места, тем быстрее он получит деньги. А чем быстрее он получит деньги, тем быстрее выйдет в следующий рейс и получит уже следующие деньги... Поэтому экономить время люди готовы на всем, в том числе и на отдыхе. Когда есть напарник, с этим, конечно, проще, хотя сон в условиях шоферского спальника краток и тревожен. Но даже такой роскоши большинство дальнобойщиков лишено. Причина проста: если имеешь сменщика, оплату за рейс приходится делить на двоих. Вот и ездят они в основном по одиночке, надеясь на русский авось, преодолевая сотни километров практически без передышки... И отключаются за рулем, и вылетают на встречку, в кювет... И ставят друзья-дальнобойщики погибшим памятники у дорог, а сами продолжают испытывать судьбу.
Рисковых «одиночников» опасность подстерегает не только на трассе. Ведь в конце каждого маршрута обязательно есть крупный населенный пункт, где условия движения куда сложнее. Справиться с ними очумевшему от многочасового бдения водителю, не наделав бед себе и окружающим, удается далеко не всегда.
Впрочем, даже если бог милует дальнобойщика от фатальных ДТП, шансы дотянуть до пенсии у него все равно невелики. Здоровье подтачивает и ненавязчивый придорожный сервис, и несвоевременное обращение за медицинской помощью, и стремление сэкономить на еде. А уж о стрессах и говорить не приходится. Сломался ли ты в пути, противостоишь ли произволу людей в погонах, грабят ли тебя, убивают - со всеми своими проблемами дальнобойщик почти всегда один на один. Прийти на выручку коллеге готовы единицы. Не принято это нынче.
Жанр: истерн
С криминалом на дорогах знакомы, конечно, и автолюбители. Но если для них это все-таки ЧП, то для профи едва ли не повседневность. В 9»е годы лихие люди чаще охотились за грузом. Сегодня они предпочитают наличные. Подлавливают дальнобойщиков, как правило, на остановках. Хотя практически у каждого из них есть оружие, крутить гайки или ходить по нужде с карабином все же несподручно. Обычно размер дани, которую требуют бандиты, составляет не более 2-3 тысяч рублей. Жертве проще пойти на эти условия, чем оказывать сопротивление голыми руками. В противном случае побьют и отберут уже всю имеющуюся наличность. Устраивают дальнобойщикам и подставы, причем не только на безлюдных «нецентровых» трассах.
На содержимое фур покушаются в том случае, если они везут что-то ценное - бытовую технику, водку, лекарства. Есть регионы,
Справка
Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов (МПВП) - общественная организация, образованная более девяти лет назад. Существует исключительно за счет членских взносов. Известна громкими протест-ными акциями в связи с ограничениями въезда грузового транспорта в центр Москвы (март 2003 года, декабрь гооб-го). Основные направления деятельности: помощь водителям (в том числе и не членам профсоюза), защита их интересов в судах, участие в законотворчестве, благотворительность. В МПВП имеются отдельные секции для водителей крупнотоннажных машин и газелистов. Общая численность организации - около 6ооо человек.
где такие машины грабят прямо на ходу, прилепившись к ним сзади на легковушке. Злоумышленники открывают кузов, режут тент и просто сбрасывают товар на обочину. Техника обычно надежно упакована, поэтому из ю, скажем, плазменных панелей, пять остаются целыми. Водитель хорошо видит этих «ковбоев» в зеркало, но сделать ничего не может, иначе достанется и ему. Ну а что же «шерифы»? Увы, при разбойных нападениях и в случаях рэкета дальнобойщики предпочитают к ним не обращаться. Во-первых, из-за пресловутой потери времени, а во-вторых...
- Посты ГИБДД нередко сами же и «крышуют» бандитов, -
говорит Алесандр Котов. - Иначе откуда у тех информация о гру
зах? Ведь фуры с памперсами и виноградом никто не грабит. То
же самое с подставами. Не так давно одному водителю удалось
уйти от вымогателей, вдребезги разнесших ему ветровое стекло,
и добраться до ближайшего поста. Первое, что он тамувидел, бы
ла машина бандитов. После того как парень сообщил об инци
денте гаишникам, те «посоветовали» не раздувать дела, пригро
зив подбросить в кабину фуры гранату. Примечательно, что про
изошло это на Ленинградке, перед самым въездом в Москву.
О гаишниках - с любовью!
Разумеется, после всех вышеописанных «пенок» только самый ленивый дальнобой не станет костерить «ментов». И все же надо признать, бывают случаи, когда наши короли дорог чуть не до слез были благодарны милиционерам. Например, счастливо отбившись от рэкетиров и добравшись до города, водитель обращается в центральное отделение ГАИ. По его наводке их машину задерживают, а самих препровождают в КПЗ. Ситуация, тем не менее, складывается не в пользу пострадавшего. Доказать факт вымогательства он, не имея свидетелей, не может, при этом бандиты ни в каких базах не числятся, значит, держать их в кутузке формальных оснований нет. Но милиционеры, войдя в положение дальнобойщика, все-таки держат. Таким образом он получает возможность отъехать как можно дальше от города, а бандиты лишаются шансов свести с ним счеты. Известны и другие берущие за душу истории.
- Один член нашего профсоюза по прозвищу Дедушка Сарай
застрял на обочине где-то за Уральским хребтом, - вспоминает
Александр.-Увидев на дороге местных, он обратился к ним за по
мощью и... получил топором по голове. Его обобрали и оставили
у дороги, думая, что мертвый. А он выжил. И что самое порази
тельное, когда наши представители приехали на место для выяс
нения обстоятельств, все было в полном порядке. Дедушка Сарай
в наилучшем виде лежал на больничной коечке и лечился, а ма
шина, из которой не пропало ни нитки, в целости-сохранности
пребывала на стоянке. И все это только благодаря гаишникам!
Они и отключившегося Сарая обнаружили, и к врачам его доста
вили, и фуру потом отогнали с трассы. Так что чернить всех до од
ного сотрудников ГИБДД явно не стоит. Нормальные люди в лю
бой ситуации остаются людьми, независимо от того, гаишники
они или дальнобойщики.
О проблемах
Мы говорим с водителями на стоянке грузового транспорта «Южные ворота» (около зоо машиномест)
Виктор (Урал):
- Со всякими беспределыциками-наркоманами, по
крайней мере в нашем регионе, стало проще. Мы ведь те
перь почти все с оружием ездим, да еще рация есть. А вот
перед беспредельщиками-гаишниками дальнобойщики
беззащитны. Для меня отдать им 30-40 рублей не наклад
но, убивает другое. Тот, кто деньги берет, он ведь рядовой,
такая же сошка, как я. Ему за смену, хоть разорвись, надо
сдать командиру отделения столько-то, а тому столько-то -
командиру взвода, и так до самого верха. Оттуда и идет эта
порочная практика. Ведь половина машин на этой стоянке -
гаишного начальства, на маму-папу оформленная. И бизнес
их организован за наш счет! Порушить эту гнилую систему -
вот главная проблема.
Леша (Волгоград):
- У меня рефрижератор Volvo. А все они, какую машину ни
возьми, по стандарту имеют кузов выше 4 метров. У моей, на
пример, 4,05 метра, а бывает и 4,07, и даже 4,12. Ну и что нам,
спрашивается, делать с i января, когда введут драконовские
наказания за негабарит? Мы же вообще работать не сможем!
Ну что еще... Гаишники, конечно... Хозяева? Нет, с ними у боль
шинства благополучно, на плохого хозяина никто и работать
не будет. Диспетчеры... Эти, бывает, обманывают. Говорят, на
пример, что ставка моя 30 тысяч рублей, а потом оказывается,
что она 24 тысячи, да еще с них ю% снимают. А в общем, жить
можно... До 1 января.
Петр (Краснодарский край):
- С весами проблема постоянная. Я на контейнеровозе ез
жу, а их загружать начинают всегда спереди. Поэтому масса
груза по кузову распределяется неравномерно: нос получает
ся тяжелее, хвост - легче. Тоннаж груза при этом может соот
ветствовать норме, но на весах «прогибает» задняя ось тягача.
Вот вам и перегруз, отвечать за который должен почему-то я.
Не дашь взятку весовщикам - задержат права и направят
в суд... А там бабушка надвое сказала: либо штраф гооо руб
лей, либо лишение на полгода. А мне семью надо кормить...
Да, еще, ребята говорят, рэкетня опять зашевелилась. В Челя
бинске случаи были, в Новосибирске, Волгограде. В Подмос
ковье тоже неспокойно.
Володя (Узбекистан):
-Для нас самое страшное-граница. Поясню: 4 тысячи километров по России мы делаем за трое суток, а перед этим на таможне сутки-двое стоим. Это же сколько времени теряется! Кстати, на границе машина в обязательном порядке проходит весовой контроль. И совершенно непонятно, зачем его потом проходить повторно? Ведь пока доедешь до той же Москвы, на весы загоняют раз пять-шесть. Причем каждый раз тоннаж груза получается разный! С регистрацией вот тоже хлопоты... Ну зачем, скажите, нам ее оформлять? Мы ведь транзитники! Но кому до этого дело... Не так давно меня на казанском посту остановили: где регистрация? Нет? И до утра - в кутузку. Хорошо, что машину за это время никто не вскрыл. А могли бы. И что б я тогда делал? Да, еще напишите: цены на трассе сумасшедшие - покушать просто невозможно!
О планах
Как считают в МПВП, запрет на въезд в пределы ТТК машин ниже стандартов Euro 2, запланированный городскими властями на 1 апреля гоо8 года, - мера как минимум преждевременная. По оценкам экспертов, сегодня 60-70% столичных грузовиков не отвечает этим требованиям. Необходима долговременная программа, которая позволила бы грузопере-возчикам постепенно, а не в авральном порядке, найти средства на обновление своего парка. Впрочем, даже в самом идеальном случае это вряд ли существен но улучшит экологию в центре. Ведь помимо выхлопов грузовые автомобили становятся причиной попадания в атмосферный воздух асбеста и других примесей, образующихся при истирании тормозных колодок, сцепления, резины.
Нет и механизма, с помощью которого можно отследить правомерность выдачи документов, разрешающих въезд в центр, нет и в помине. Известно, что она будет осуществляться на основании результатов добровольной сертификации авто. Проведение оной поручат неким коммерческим структурам, организованным с этой целью в каждом округе. По слухам, стоимость процедуры обойдется грузоперевозчику в 3500_40оо рублей. Естественно, есть все основания полагать, что ее прохождение превратится в обычную торговлю, как это давно уже происходит с ТО, а результаты - в чистую фикцию.
Еще более пустой кажется эта затея чиновников в свете сегодняшней ситуации с уже существующими пропусками. Многотонники, которым без них въезд на ТТК заказан, тем не менее, легко минуют все милицейские заслоны. Цена вопроса - 500-1500 рублей с фуры. По данным МПВП, полученным с помощью скрытой камеры, только на одном посту менее чем за два часа «договорились» с гаишниками 23 водителя фур. Причем в каждом случае на это уходило около минуты. Так стоит ли городить лишние огороды?