Никто не собирается спорить с тем, что в период таянья снегов, половодья и подтопления автомобильных дорог в весенний период большегрузный транспорт наносит дополнительный ущерб и без того разбитому дорожному полотну - дальнобойщики знают это лучше других. И ограничения на движение тяжелой техники представляются логичными, если бы не множество «но»...
Первое и самое главное. Не должны грузоперевозчики отдуваться за отвратительнейшее качество работ дорожников! Причина разрушения дорог - не фуры, а само состояние полотна! Ремонт дорог превратился в высокодоходный бизнес по «закапыванию денег в грязь». Чем хуже качество строительства, тем больше денег будет выделено на последующее латание дыр, тем больше бюджетных денег будет «отмыто» на этих нехитрых операциях.
Второе. Выдача пропусков и разрешений также превращена в абсолютно незаконный, но высокодоходный бизнес чиновников и околочиновничьих структур. Ежегодно прокуратуры и суды отменяют решения местных органов власти о введении платы за проезд, но каждую весну снова и снова издаются противозаконные и антиконституционные постановления. Так, в Татарстане прокуратура за последние два года отменила свыше 350 незаконных правовых актов, подписанных главами местных администраций, в том числе касающихся платного проезда большегрузного транспорта. И это - только в одном субъекте Российской Федерации. А их у нас - 89!
Еще в редакционном архиве есть документы из Костромской области. Администрация Костромы планировала привлечь средства на ремонт дорог «через проведение весенней пропускной кампании». Ну да, давайте общими усилиями «проведем паводок» и введем пропускной режим. Областное антимонопольное управление отменило это решение, заявив, «что предусмотренная подобными постановлениями плата за выдачу пропусков для проезда по автодорогам в весенний период никакими нормативны-i ми актами не предусмотрена, является незаконной и ведет к удорожанию товаров». Кроме того, в ранее принимавшихся постановлениях администрацией г. Костромы занижалась нагрузка на ось с целью увеличения количества транспортных средств, подпадающего под действие актов. Сбор платы за выдачу пропусков, контрольные функции передавались от органа местного самоуправления коммерческой организации -ОАО «ДСУ». Такие действия противоречат требованиям законодательства и способствуют возникновению коррупции. В Ивановской области областная прокуратура также опротестовала постановление главы города о мерах по сохранению, дорожных покрытий в весенний период. По мнению прокуратуры, в течение почти месяца за выдачу пропусков с автовладельцев деньги взимали незаконно. 6 марта глава города подписал постановление о мерах по сохранению дорог в весенний период. Управлению дорожно-эксплуатационной службы было дано поручение заключать договоры о выдаче платных пропусков, разрешающих проезд по городу, для владельцев автотранспорта, масса которого превышает 3,5 тонны. Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, останавливали тех, у кого таких пропусков не было, штрафовали или забирали водительское удостоверение.
20 марта областная прокуратура опротестовала данное постановление, признав его незаконным. Решения суда пока нет, но в прокуратуре уверены -решение главы города будет признано незаконным. И в качестве примера приводят дела прошлых лет. Каждый год издаются подобные постановления и постоянно с нарушениями. Тем, кто за пропуска деньги уже заплатил, рекомендуют обращаться в судебные органы и требовать возмещения убытков.
Еще одна цитата. В Хабаровске начальник городской административно-технической инспекции, разъясняя необходимость введения платных пропусков, тут же признает: «...хотя общая сумма сборов в период временных ограничений в сравнении с потребностями (дорожного строительства) не велика, это помогает решать некоторые задачи»... Например, какие? Увы, вопрос без ответа. И ответ, куда идут собранные деньги, получить невозможно.
Потому что существует третий аспект проблемы. Финансово-уголовный.
Чиновники на местах поумнели. В нынешних «Постановлениях об ограничении...» уже не найти ссылок на платные пропуска. Просто мэр, например, поручает какой-нибудь городской конторе «решить все вопросы с выдачей пропусков». Так было в прошлые годы, скажем, в подмосковных Мытищах, Королеве. Где-то этим занимается «Автобытдор», где-то Управление жилищно-коммунального хозяйства, бань и прачечных... Отдельный вопрос - учет и контроль поступающих денежных средств.
Надо четко понимать - эти деньги взимаются с водителей большегрузного транспорта незаконно, и еще более незаконно они оформляются! Чек контрольно-кассового аппарата прикалывается к «пропуску» в единичных случаях. Гораздо чаще непонятные люди выдают такие же непонятные приходные кассовые ордера с непонятными печатями.
А вот здесь - внимание!
С 27 июня 2003г. вступил в силу Закон от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов». В соответствии с п.1 ст.2 Закона № 54-ФЗ применение ККТ обязательно для ВСЕХ организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт во ВСЕХ случаях продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг.
К слову сказать, за то, что предприниматель «не отобьет» коробок спичек стоимостью 30 копеек, законодательством предусмотрен минимальный штраф в размере 30000 рублей! А здесь-то речь идет о миллионах рублей, уходящих «мимо кассы»! Только за одно это «сборщики дорожной дани» должны слететь со своих мест!
И кто-то после этого убедит, что деньги автоперевозчиков идут на благое дело восстановления дорог? Как же, как же... Тот-то мы ездим по таким шикарным автобанам...
Юридический отдел «Дальнобойщика»